Моисей, автор поучений

Моисей, автор поучений
Моисей (ум. 1187 (?)) – автор поучений. Ему атрибутируются «Поучение Моисея о безвременном пиянстве» (нач.: «Бог вложил есть всякое похотенье человека...») и «Слово отца Моисея о ротах и о клятвах» (нач.: «Пророк глаголет: того рещи завяза небо...»). А. И. Соболевский приписывал эти сочинения игумену новгородского Антониева монастыря М. (ум. 1187 г.; иных сведений в Летописи Новгородской первой о нем нет), а А. Попов и Н. Гальковский – новгородскому архиепископу М. (ум. 1362 г.). Вторая атрибуция вряд ли верна, поскольку и темы безыскусных поучений М. ближе к потребностям церкви XII в., и стилистически они совпадают с оригинальными новгородскими текстами домонгольского периода; см., например, употребление в них некоторых слов и понятий: пьянство понимается широко – как излишество вообще, представлена языческая символика желто-зелено-черного цвета, в текстах имеются грамматические архаизмы и т. д. Относительно авторства архиепископа М, сомневался еще И. И. Срезневский, указавший на текст, в котором сказано, что этот М. «добро пасяще свое стадо... и многы писца изыскав и книгы многы исписав... скончася много писание оставив» (см.: Новгородская вторая летопись. – ПСРЛ, 1965, т. 30, с. 198–199) – речь идет о переписке книг, а не о литературном творчестве иерарха. Поучение и Слово – типичные для древненовгородской литературы увещевательные слова, направленные против языческих пороков в среде новопосвященных христиан. Произнесенные на разговорном языке своего времени, русским по рождению человеком, в своеобразной поэтической форме, лаконично и в народном ритмическом исполнении, такие слова затрагивали нравственные проблемы общественного значения; их особенность – в полном отсутствии цитат из Св. Писания (последнее характерно для торжественного красноречия и вообще становится типичным только в более поздней традиции) и в той системе эмоциональных по своему характеру доказательств, которые диктуются обращением не к церковному авторитету, а к простой и понятной житейской мудрости, А. И. Соболевский указал также на связь содержания второго слова, написанного по случаю засухи, с засухой и голодом в новгородской земле 1161 г. Известны списки сочинений М. XIV–XV вв.: ГИМ, собр. Хлудова, № 30д; ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 297/1081. Изд.: Срезневский. Памятники, с. 275; Попов А. Первое прибавление к описанию рукописей... А. И. Хлудова. М., 1875, с. 56–57; Соболевский А. И. Материалы и заметки по древнерусской литературе. I. Слова отца Моисея. – ИОРЯС, 1912, т. 17, кн. 3, с. 77–80; Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М., 1913, ч. 2, с. 133–140; Поучения к простой чади / Подг. текста, пер. и ком. В. В. Колесова. – ПЛДР. XII век. 1980, с. 400–403, 690.
В. В. Колесов

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Моисей, автор поучений" в других словарях:

  • ВЕРА — один из главных феноменов человеческой жизни. По своей природе В. разделяется на религ. и нерелиг. «Все, что совершается в мире, даже людьми, чуждыми Церкви, совершается верою... весьма многие дела человеческие основаны на вере; и этому не одни… …   Православная энциклопедия

  • ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I — [греч. Εὐχαριστία], главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении (μεταβολή изменение, превращение) приготовленных Даров (хлеба и разбавленного водой вина) в Тело и Кровь Христовы и причащении (κοινωνία приобщение; μετάληψις принятие)… …   Православная энциклопедия

  • ИМЯ БОЖИЕ — [евр. , ; греч. ὄνομα τοῦ θεοῦ]. И. Б. в книгах ВЗ Ветхозаветное понимание смысла и значения имени коренным образом отличается от совр. употребления имен. В ВЗ к имени относились не просто как к опознавательному знаку или названию, но как к… …   Православная энциклопедия

  • Еврейская литература — История еврейской литературы обнимает собой промежуток времени в 3 тысячи лет. Кроме множества богословских сочинений, она заключает в себе огромное число книг по математике, географии, медицине, по естественным наукам, по грамматике, риторике, а …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • АФОН — [Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… …   Православная энциклопедия

  • ЕФРЕМ СИРИН — [сир. , греч. ᾿Εφραμ ὁ Σύρος] (ок. 306 373, Эдесса, ныне Шанлыурфа, Турция), прп. (пам. 28 янв.; католич. 9 июня; Сиро яковитской Церкви суббота 5 й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской 27 янв.; в Церкви Востока пятница 5 й седмицы по… …   Православная энциклопедия

  • ИУДАИЗМ — религия еврейского народа. Слово иудаизм происходит от греческого ioudaismos, введенного в употребление грекоязычными евреями ок. 100 до н.э., чтобы отличить свою религию от греческой. Оно восходит к имени четвертого сына Иакова Иуда (Йехуда),… …   Энциклопедия Кольера

  • Литература на иврите — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • Сирийская литература — На центрально арамейском (эдесском) наречии (см. С. язык) существовала обширная литература исключительно христианского направления, в создании которой деятельное участие принимали все арамейские христиане, хотя бы разговорным их языком было и не… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ — [греч. παρουσία приход, прибытие, пришествие, присутствие], возвращение Иисуса Христа на землю в конце времен, когда мир в его нынешнем состоянии прекратит свое существование. В новозаветных текстах оно именуется «явлением» или «пришествием»… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»